на главную   карта сайта

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА КАФЕДРЕ УНИВЕРСИТЕТА – ФАКТОР КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА НА РЫНКЕ

Место публикации: 16.01.2008

24-Августа-2010

Волынский В.Ю., Зайцев В.А

На примере кафедры экономики и финансов рассмотрены основные этапы внедрения системы менеджмента качества, отмечена специфика их реализации и эффект от внедрения.


В последние несколько в России наметился бум в области сертификации систем менеджмента качества (СМК) промышленных предприятий на соответствие требованиям международным стандартам (МС) качества и в частности МС ИСО 9001:2000 и на это есть веские причины.
В большинстве случаев предприятия создают, а затем сертифицируют СМК, ставя перед собой следующие цели: продвижение собственной торговой марки; поддержка продаж продукции; повышение конкурентоспособности; участие в конкурсах и тендерах. С уверенностью можно предположить, что уже сегодня СМК превратился из элемента конкурентного преимущества предприятия в обязательный фактор его существования на рынке.
В свою очередь государственные и коммерческие высшие учебные заведения также не остались в стороне от этого процесса и этому также есть объяснение.
Во-первых, с 2009г. все высшие учебные заведения перейдут на подготовку специалистов по двухуровневой системе образования. Это в свою очередь приведет к переходу к подготовке бакалавров и магистров и повышению конкуренции на рынке образовательных услуг.
Во-вторых, присоединение России к Болонскому процессу потребует более высококачественной подготовки специалистов, с тем, чтобы российский диплом государственного образца признавался не «чисто академическим», а имел реальный вес при дальнейшем продолжении обучения или трудоустройстве выпускника в Европе.
В-третьих, существует особая специфика управления высшим учебным заведением, где очень высокая концентрация высокообразованных и заслуженных лиц, управление и организация которыми имеет определенные сложности в отличие от промышленного предприятия.
И, в-четвертых, сегодня Россия находится в демографической «яме» и по прогнозам специалистов эта ситуация продлится до 2012 года. Уже сегодня многие вузы почувствовали острую нехватку в абитуриентах, по некоторым специальностям уже наблюдается недобор, а это в свою очередь грозит сокращением штатов профессорско-преподавательского состава.
В сегодняшней ситуации одним из эффективных инструментов повышения конкурентного преимущества ВУЗа на рынке образовательных услуг, повышения качества выпускников и эффективности управления самим образовательным учреждением видится внедрение не формальной СМК требуемой при аккредитации ВУЗа, а внедрение СМК соответствующей требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000.
Современная система менеджмента качества (СМК) - это система, состоящая из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование политики и целей в области качества, а также на достижение этих целей.
СМК ВУЗа призвана обеспечивать качество продукции, а это выпускников, научных разработок и образовательных услуг и «настраивать» это качество на ожидания потребителей - работодателей, родителей и студентов. При этом ее главная задача не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению плохому качеству продукции и/или услуг. Причиной брака всегда являются неправильные действия сотрудников. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.
Зачем же нужно внедрять систему качества, соответствующую требованиям международного стандарта (МС) ИСО 9001:2000 в ВУЗе и в частности на кафедре?
1. Наличие сертифицированной СМК – формальное требование при государственной аккредитации ВУЗа и лицензировании специальности.
2. Единый во всем мире подход к признанию соответствия СМК требованиям МС ИСО 9001:2000 создает преимущества для ВУЗов, заинтересованных в привлечении иностранных студентов или в установлении коммерческих связей с другими странами.
3. Наличие сертифицированной СМК – гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей.
4. Результативная и эффективная СМК – основа конкурентного преимущества ВУЗа, и, как следствие, его стабильное экономическое положение и высокий уровень прибыли.
На что же в большей мере влияют создание и эффективное функционирование СМК в ВУЗе и на кафедре?
Управляемость ВУЗа улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов) о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания СМК пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это также повышает управляемость ВУЗа и его структурных подразделений.
СМК повышает прозрачность ВУЗа в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или уточняются и организационная структура (как обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой ВУЗ выполняет свои функции), и бизнес-процессы и функции. Необходимо отметить, что это не относится к финансовой прозрачности, так как СМК не затрагивает финансовую деятельность организации, но косвенно влияет на неё.
Развитие ВУЗа обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) профессорско-преподавательского состава, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности учебного и научного процесса за счет четкого выполнения требуемых работ, устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, а также улучшение отношений с потребителями и поставщиками.
В большей степени сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность ВУЗа. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет ВУЗа и котировку его диплома. Это позволяет не только изменить ценовую политику ВУЗу, т.к. заведомо качественное образование и научные разработки должны стоить дороже, но и быть уверенным в бюджетном наборе студентов. Наличие сертификата увеличивает вероятность успеха при участии в грантах и конкурсах, т.к. некоторых случаях оно даже является обязательным условием конкурса.
Для более эффективной организации разработки и внедрения СМК в ВУЗе необходимо двигаться сверху вниз. Однако в силу сложности объекта рассмотрения, высокой инерционности процессов в ВУЗе и высокой длительности внедрения (более 2 лет) видится целесообразным вести разработку СМК параллельно как на верхнем уровне управления, так и в основных структурных подразделениях – кафедрах. Это очевидно, т.к. на кафедрах сосредоточен основной потенциал развития университета. Внедрение СМК на кафедре требует меньше усилий и времени на согласование и разработку основополагающих документов, т.к. кафедра представляет собой относительно небольшой и сплоченный коллектив.
Наличие СМК на кафедре, как в ВУЗе имеет в основном те же положительные моменты, однако хотелось бы выделить некоторые особенности на примере сертифицированной СМК кафедры экономики и финансов ГОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет» (ИГХТУ).
Несмотря на то, что университет в настоящее время продолжает работу по разработке СМК, кафедра экономики и финансов при поддержке руководства, зимой внедрила, а летом 2007г. сертифицировала СМК по требованиям МС ИСО 9001:2000. По результатам проделанной работы были получены три сертификата: МС ИСО 9001:2000, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и международной сертификационной сети IQNet.
На первом этапе разработки СМК руководством кафедры был проведен комплексный SWOT-анализ деятельности кафедры (в области кадров, учебной и научной работы) и на основе него были сформулированы, доведены до всех сотрудников и утверждены миссия, политика и цели в области качества. Традиционно разрабатываемые годовые или пятилетние планы работы кафедры, которые имеют жесткую структуризацию, не позволяли ранее описать положения указанных выше документов.
С целью ознакомления всех сотрудников кафедры (более 40 человек) с основными положениями стандартов серии ИСО 9001 было проведено обучение, как с привлечением сторонних организаций, так и собственными силами. По результатам обучения всеми сотрудниками были получены сертификаты и дипломы. Для организации проведения внутренних аудитов три сотрудника кафедры прошли обучение в специализированном центре и получили сертификаты на право ведения внутренних аудитов.
Для реализации выделенных положений политики и целей в области качества была создана организационная структура кафедры, в рамках которой созданы постоянные рабочие группы по всем основным направления деятельности.


Рис. 1. Организационная структура управления кафедрой экономики и финансов

Организационная структура кафедры представляется достаточно гибкой, т.к. наряду с постоянными девятью рабочими группами в структуре предусмотрена возможность организации и временных рабочих групп для реализации разовых проектов, например для разработки, внедрения, и сертификации СМК. По каждой рабочей группе разработаны положения, регламентирующие их деятельность, в которых описаны цели, задачи, функции, права и обязанности, руководство и организация, информационные связи с другими рабочими группами и подразделениями ИГХТУ. Для мотивации сотрудников рабочих групп к более активной и качественной работе по выделенным направлениям деятельности было разработано положение о стимулировании профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала кафедры экономики и финансов.
Для эффективного управления кафедрой был применен процессный подход, что позволило выделить процессы менеджмента; процессы измерения, анализа, улучшения; процессы ресурсного обеспечения и основной процесс – научно-образовательная деятельность и определить механизм качественно управления ими. По всем выделенным процессам были разработаны паспорта процессов, а также обязательные и дополнительные стандарты. С целью установления однозначной ответственности за показатели результативности и эффективности процессов была разработана матрица ответственности.
Заключительным этапом разработки документации явилось разработка руководства по качеству, который представляет собой основополагающий документ в СМК.
Для контроля со стороны руководства о результативности деятельности рабочих групп, руководителями рабочих групп ежегодно, в начале учебного года, составляются планы, которые на заседании кафедры доводятся до сотрудников и утверждаются заведующим кафедрой.
С целью более четкого знания сотрудниками своих прав, обязанностей и ответственности и с учетом специфики кафедры руководством были пересмотрены все должностные инструкции и доведены до сотрудников.
Для рациональной организации кафедрального документооборота, авторизации доступа сотрудников к информации, устранения избыточности данных и унификации представления документации руководством кафедры было принято решение о внедрении системы электронного документооборота (СЭД) на базе системы «Евфрат», что и было успешно реализовано.
С целью получения информации от потребителей о качестве выпускников, образовательных услуг и научных разработок ведется постоянный мониторинг через опросы и анкетирование работодателей и студентов. Для выявления несоответствий ведется журнал несоответствий.
Ежегодные внутренние и внешние аудиты обязывают руководство кафедры поддерживать СМК в рабочем состоянии, что в свою очередь дисциплинирует и повышает ответственность сотрудников.
Вся получаемая первичная и вторичная информация постоянно анализируется руководством кафедры и используется для формирования политики и целей в области качества на будущие периоды времени.
Наличие сертифицированной СМК по требованиям МС ИСО 9001:2000 позволило кафедре занять лидирующие позиции в университете по многим направлениям деятельности и повысить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. В 2007 г. проходной балл на специальность был самым большим по университету; прием на заочную форму обучения увеличился на 30%; уровень трудоустройства выпускников в первый месяц после окончания университета достиг 95%; средний балл успеваемости студентов по кафедре поднялся до 68, что на 7% выше предыдущего года; сотрудники кафедры получили два гранта под научные разработки; студенты кафедры победили в нескольких городских и региональных олимпиадах; дипломные работы выпускников кафедры второй год подряд занимают первые места в конкурсе дипломных работ проводимых УМО; инновационный проект кафедры на выставке достижений Ивановской области «IV Ивановский инновационный салон «ИННОВАЦИИ-2007» в номинации «Новые образовательные технологии» получил золотую медаль и т.д.
Таким образом, видна эффективная практическая реализация СМК на отдельной кафедре университета, где в настоящий момент еще ведется разработка СМК. На основе нашего опыта внедрения, разработанной методики и пакета документов возможна реальная адаптация созданной модели СМК к специфике и других структурных подразделений высшего учебного заведения. Это позволит, во-первых, интенсифицировать процесс разработки СМК университета и, во-вторых, повысить конкурентоспособность кафедр в частности и университета в целом на рынке образовательных услуг.